Плов, самса, манты. Голоден? Тогда еще лагман, мастава, шурпа. Древнейшие памятники архитектуры. Шикарные отели. «Копейки» и «Москвичи» совсем как новенькие. Гаишники, здоровающиеся за руку… Все это -- Узбекистан, на дорогах которого нам предстояло еще раз поискать достоинства и недостатки Mazda CX-9. |
Опытные коллеги проводили меня фразой: «Учти, восток -- дело тонкое, Андрюха». Могу подтвердить, это действительно так. В аэропорту Самарканда встречает толпа таксистов. Все как у нас. На чистейшем русском звучит: «Куда едем?». В России, когда говоришь, что меня ждут, таксисты мгновенно теряют к тебе интерес. Здесь иначе. Вопросы продолжали сыпаться. Как долетел? Как дела в Москве? Где остановился? Когда же я проговорился, что журналист и впервые в Узбекистане, то таксисты провожали меня до автобуса, рассказывая о своей стране и о проблемах насущных, совершенно забыв о своей работе. Поутру нам предложили посетить основные красоты Самарканда. Отмечу, что Самарканд уже сам по себе памятник архитектуры и находится под защитой ЮНЕСКО. А еще его называют Голубой Самарканд, поскольку в настенных мозаиках преобладают изумрудный, голубой, бирюзовый цвета. И почему чудес света всего семь? Ведь на самом деле их сотни, а может быть, и тысячи. И уж Самарканд, безусловно, чудо света, восхищающее не только своей красотой, но и масштабом. Самарканду более 2700 лет, и в истории ему была отведена особая роль, ведь он располагался на пересечении дорог Великого Шелкового пути. Естественно, что это способствовало и процветанию торговли, и развитию культуры. Город был очень богат. Собственно, его название можно перевести как «богатое селение». Красота же добавилась к богатству лишь в период правления Тамерлана, когда в Самарканд потянулись зодчие из всех уголков мира. Тогда он и оброс дворцами, мечетями и… легендами. Ансамбль Регистан -- это прекрасное сочетание сооружений, построенных в разное время. Регистан -- это главная площадь исторического центра города, это та достопримечательность, с которой начинается любая экскурсия. Здесь расположено самое старинное медресе -- учебное заведение, где грызли гранит таких наук, как математика, астрономия, философия. Это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. Знаменитый Улугбек читал здесь лекции, и во время его правления медресе было центром светской науки. Неподалеку располагается мавзолей Гур-Эмир -- шедевр среднеазиатского зодчества. Строительство мавзолея, начатое в 1403 году, было связано с внезапной смертью любимого внука Тамерлана и его прямого наследника. Позднее Гур-Эмир превратился в фамильную усыпальницу тимуридов. Там похоронены и сыновья великого правителя, и внуки, и его духовный наставник. Саркофаг Тамерлана претендует на звание самого необычного. Он выполнен из темно-зеленого нефрита и на сегодняшний день является самым большим в мире. Еще одно удивительное место -- некрополь Шахи-Зинда, мемориальный комплекс мавзолеев и усыпальниц середины прошлого тысячелетия. Это настоящий музей глазурованных декораций XIV--XV веков. Здесь встречаются и поливная резная терракота, и расписная майолика, и прекрасные образцы наборной мозаики, и крупные мозаики из поливных кирпичей. По тонкости, изяществу и разнообразию форм ни один архитектурный памятник Самарканда не может сравниться с мавзолеями Шахи-Зинда. Вот лестница. Старинное правило гласит: поднимаясь и спускаясь по ней, нужно считать ступеньки. Если их число совпадет, то грехов за вами нет. А если не совпадает, задумайтесь. И не стоит уповать на то, что у узбеков плохо с математикой. Ведь алгебра, которую теперь изучает каждый школьник, берет начало именно из этих мест, и придумал ее Аль-Хорезми. Когда покидаешь Самарканд, долго не оставляет чувство, что ты что-то упустил. Однако нас ждет Ташкент, и нам предстоит преодолеть более 300 км. Но в нашем распоряжении Mazda CX-9! Нет, все события этого пути рассказывать не стану. Только сразу замечу: если вы собираетесь в Узбекистан, советую отказаться от передвижения по этой стране на автомобиле. Да, правила дорожного движения здесь существуют, и на одного водителя приходится четыре гаишника. Но в целом автомобили в Узбекистане напоминают участников броуновского движения. Даже в нашей Mazda CX-9, внушительных размеров кроссовере, не чувствуешь себя в полной безопасности. В двух словах об автопарке Узбекистана. Он такой, как был у нас в конце семидесятых годов прошлого века. Добавим к этому новые местные Daewoo Nexia и Matiz. Между прочим, знаете, сколько в Узбекистане стоит Daewoo Nexia? $25 000! Конечно, официальная цена тысяч на десять меньше, но ждать примерно четыре года ни кому не хочется. Импорта практически нет -- заградительная пошлина составляет без малого 100%. Так что «копейкам» и «москвичам» еще бегать и бегать по узбекской земле. Можно здесь приобрести и продукцию Волжского завода, но особым спросом она не пользуется. По местным меркам, дороговато. Словом, наша Mazda CX-9 смотрелась примерно как двухэтажный Boeing 747 на фоне «кукурузников». Единственный автомобиль, который мог составить ей конкуренцию, это Toyota Land Cruiser местных спецслужб. Кстати, последние ведут себя на дорогах совсем уж беспардонно. Бескрайние степи, хлопковые поля и дороги с асфальтом, который не меняли еще со времен СССР, -- именно на таких трассах ощущается вся прелесть внушительного кроссовера. Честно говоря, ямы попадались такие, что и колесо потерять можно. Мы уже писали о Mazda CX-9 («What Car?/Русское издание», июль 2008), поэтому сейчас поделимся лишь некоторыми наблюдениями. Подвеска CX-9 пусть и не с легкостью, но все же глотала выбоины и колдобины. Еще одним достоинством автомобиля оказалась всеядность. Мотор без проблем лопал бензин непонятного качества и неизвестного октанового числа. И при этом не было ощущения, что 3,7-литровый двигатель работает не в полную силу: динамика хорошая, да и к шестиступенчатому «автомату» особых претензий не возникало. Вообще на этих дорогах Mazda CX-9 проявила себя как очень комфортабельный автомобиль. На первом же посту ГАИ нас остановили. Вместо восточного приветствия прозвучало обычное «здравствуйте». Инспектор пожал руку мне и моему штурману. Отличный психологический ход -- пожал руку и сразу разговор стал более доверительным. С любым гаишником общаешься как со знакомым. Правила мы не нарушали, и штрафовать нас никто не собирался. Просто стражам порядка было любопытно посмотреть на Mazda CX-9, которая здесь как белая ворона. Рукопожатия оказалось достаточно, и даже не проверив документы, нам предложили продолжить путь, пожелав, кстати, удачи. Расстояние в 300 км мы преодолели за четыре с небольшим часа и попали в Ташкент, когда уже стемнело. Здесь вам не Москва. Никаких указателей, название улицы можно выяснить только у прохожих. Тем не менее до отеля мы добрались сравнительно быстро. Правило -- язык до Киева доведет -- работает и в Узбекистане. Ужинать и спать, завтра снова в путь. Хотя, позвольте, ужин -- такая же достопримечательность Узбекистана, как история и архитектура. И к черту всякие диеты! Мало того, что все очень вкусно, еще и хозяева сверхгостеприимны, а готовить они умеют… Но вот один миф развею. Считается, что плов -- это одно из основных блюд за любым столом в Средней Азии. Так да не так. Русские пьют «на посошок», а узбеки, когда трапеза подходит к концу, подают плов. Это своего рода намек, что гостям пора. Хотя вынос плова всегда стараются оттянуть… Утром мы отправились дальше, в предгорья Тянь-Шаня. Здесь нет исторического или архитектурного памятника, хотя именно тут, в районе Чарвакского водохранилища, археологами обнаружена стоянка первобытных людей. Наш путь лежал в частную резиденцию одного высокопоставленного чиновника Узбекистана, который пригласил нас в гости. Пожалуй, первый раз за долгие годы слова: «чувствуйте себя, как дома» не прозвучали штампом. Радушие по-узбекски, это не только самса, шашлык и водка (кстати, здесь предпочитают именно этот напиток), это еще и дружеская атмосфера. Та атмосфера, которая может быть только у народов, проживших долгие годы вместе. У которых много общего и которые уже не борются за эфемерную независимость, а попросту соскучились. Мне доводилось бывать на подобных приемах в Европе и в Японии. Там это чистой воды официоз. Когда-то мы с Узбекистаном были единой страной, теперь нас разделяют границы. Но русским здесь по-прежнему рады. И рады искренне. Так что back in USSR! ВСЕ ФОТО ИЗ УЗБЕКИСТАНА на главную Хостинг от uCoz
|