«Шелковый путь-2009»

Туркменский след в автомобильной истории

Конечно, Туркмения не столь закрытая страна, как, скажем, Северная Корея. Но попробуйте туда попасть, к примеру, в качестве туриста. Вам не дадут визу, потому что у вас нет билета на самолет, и вы не купите билет на самолет, потому что у вас нет визы. А если вы представитель прессы, то количество «замкнутых кругов» увеличится.

Тем не менее, на время проведения ралли-рейда «Шелковый путь-2009» Туркмения открыла свои границы, и журналистам довелось посетить эту удивительную страну, которая столь разительно отличается от других государств Средней Азии.

Правда, путешествие началось не слишком весело. В Домодедово нас загнали в пожилой «Боинг» туркменских авиалиний и битых полтора часа морозили жестким кондиционером. Борт ждал не разрешения на вылет, а ,как нам сообщили, «важный правительственный груз». Груз задерживался...



Как вы думаете, чего больше всего хочет заядлый курильщик после шестичасового воздержания от никотина? Конечно, курить! Но в аэропорте Ашхабада курить нельзя. А спустя некоторое время до нас донесли еще более печальную информацию — нельзя курить и на улицах Ашхабада. Штраф 25 баксов. Нельзя курить и в машине, когда сидишь за рулем. Кроме того, держась за баранку, нельзя пить, кушать или говорить по мобильному телефону. И, в отличие от России, где суровые законы прекрасно компенсируются их полным несоблюдением, в Туркмении вас обязательно оштрафуют. Милиционеров на улицах ровно столько, чтобы ни одно нарушение не осталось незамеченным.

Компания у нас подобралась курящая, и один из коллег даже с грустью отметил — знал бы, никогда сюда не полетел. Однако, как выяснилось чуть позже, не так уж и страшен черт. Курить можно в кафе, ресторанах и гостиницах. Ну а если совсем невтерпеж, то можно покурить и на неоживленной улице, спрятав сигарету в кулак — скорее всего, такой вариант сойдет с рук. Подобным образом ваш покорный слуга курил лишь в школе, прячась от злобного завуча за угол здания. Насколько эффективна туркменская программа борьбы с курением, сказать сложно, но огромный плюс у нее все же есть — вы не увидите на улице валяющийся окурок. А может, и борются тут не за здоровье, а за чистоту?

На парковке перед ашхабадским аэропортом нас ждали пять новеньких Volkswagen Touareg в боевой раскраске, где перекликались национальные мотивы с оформлением ралли-рейда «Шелковый путь». На них следующим утром нам предстояло преодолеть дистанцию в 600 км до города Туркменбаши (бывший Красноводск), где дислоцировались раллийные команды, а через день вернуться обратно в Ашхабад. Все машины оказались дизельными — нонсенс по местным меркам. В Туркменистане бензин стоит около шести рублей за литр, и дизель тут, конечно же, не в ходу. А раз он не в ходу... эх лишь бы солярка не подкачала, вы же понимаете, какие транспортные средства ею тут заправляют.

Ашхабад мы увидели лишь в темноте и из окна Volkswagen Touareg. Спасибо нашей встречающей стороне - сотрудникам компании IPC Automotive, согласившимся провести экскурсию. Город производит впечатление! Очень хочется, чтобы его посетил главный архитектор Москвы, позволивший устроить из столицы России еврокурятник точечной застройки. Ашхабад, который несколько раз страдал от землетрясений, а однажды и вовсе был разрушен до основания, сегодня выглядит очень лаконично, дорого и красиво. И не просто красиво — город представляет собой единый архитектурный ансамбль. А сколько света! А какие дороги!

Утро — понятие, как известно, условное. Для нас и наших Volkswagen Touareg оно началось в четыре часа, а рассвет мы встретили уже в бескрайней пустыне. Трасса оказалась приличной лишь первые 100-150 км пути. Потом гладкий асфальт стал таять на глазах, и его заменило искалеченное дырами покрытие, хорошо знакомое тем, кто часто бывает в российской глубинке. Если бы мы ехали на легковушке, то рано или поздно колесо бы пробили, но на Volkswagen Touareg мы этого не опасались - и профиль у покрышек был высоким, да и длинноходная подвеска выручала. Дорога до Туркменбаши заняла чуть меньше пяти часов. Во-первых, мы не сильно торопились, а во-вторых, часто останавливались — то красотами полюбоваться, то подзаправить себя и автомобили.



Вы знаете что такое «бивуак»? Так называется место, где разбивают лагерь команды между этапами. Чаще всего «бивуак» устраивают рядом с аэродромом. Так было и в нашем случае. Самолеты, технички, шатры для команд, шатры обслуживающего персонала, туалеты, пожарные расчеты, медицинские бригады — всё рассыпалось бисером на сравнительно небольшом клочке земли. Нашим домом в этом месте стал шатер с эмблемой Volkswagen. И именно здесь у нас будет возможность заглянуть за кулисы этого шатра. А пока остается ждать окончания заключительного этапа ралли-рейда «Шелковый путь», вернее, последнего квалификационного этапа, ведь потом будет еще один, на старт которого приедут президенты трех стран — России, Казахстана и Туркменистана.

Есть финиш! Есть победители — Карлос Сайнц (Volkswagen) в категории «автомобили» и Фирдаус Карибов (КАМАЗ) в категории «грузовики». Жизнь на «бивуаке» мгновенно забурлила — начался сервис автомобилей и... пилотов. Это требует отдельных строк. Казалось бы, вся техника, участвующая в ралли-рейдах, невероятно крепка и надежна, но вы бы видели, как нежны с ней технические специалисты. Оно и понятно: это их детище, это то самое, ради чего живет вся огромная команда, ради чего люди идут на смертельный риск, ради чего побеждают. Могу сказать, что обслуживание автомобиля после гонки занимает уйму времени. Одни команды справляются до заката, другие воркуют все ночь. К примеру, мне довелось видеть, как техник одной грузовой команды вскрыл мотор, вытащил поршень, вздохнул и опустил его в ведро с керосином. По вздоху было понятно — спать ему сегодня не придется.



Нужен сервис и участникам гонки — медосмотр, массаж. Представляете, какие перегрузки испытывает позвоночник, да и весь организм участников ралли-рейда, когда автомобиль несется на полной скорости по бездорожью. Я уж про стресс не говорю. Один мой хороший знакомый, профессиональный гонщик-кольцевик, которому однажды пришлось поучаствовать в ралли-рейде, как-то сказал: «Знаешь, я не предполагал, что все это так жестко, я первый раз в жизни понял, что могу погибнуть...».

Пока техники делали свое дело, Карлос Сайнц согласился с нами побеседовать. Вопросы сыпались пулеметной очередью, связанные с техникой, этапами, страной, перспективами. Сколько же сил нужно иметь, чтобы, даже не переодевшись после этапа, спокойно делиться своими мыслями. Поскольку наш журнал не ежедневник, то и вопрос не был связан с сиюминутной ситуацией. Я поинтересовался у Карлоса Сайнца, как финансируется сегодня команда. (Конечно, такие вещи спрашивают у менеджеров команды, вот только ответ от них не всегда получишь — политика. А потом, сам термин «финансирование» менеджер и пилот понимают по-разному). Чемпион ответил, что финансирование в связи с кризисом несколько сократилось, но не критично. Средств хватает, и пока что туго затягивать ремень не приходится. А на вопрос, понравился ли ему туркменский этап, ответил утвердительно и заметил, что еще раз с удовольствием преодолеет пустыню Кара-Кум.

День на «бивуаке» пролетает очень быстро, а завтра ранний подъем, значит, надо спать. Вы умеете ставить палатку? На «бивуаке» нет гостиниц, ресторанов и казино. Даже туалет и душ здесь штуки условные. Лично я палатку ставить не умею и учиться не хочу. А еще совершенно не жажду спать на земле в пустыне, полной скорпионов, тарантулов, гадюк и кобр. Мои коллеги по экипажу оказались смелее и опытнее. Цветные зонтики их палаток раскрылись рядом с нашим Touareg. А я... разложил в машине заднее сиденье, бросил туда надувной матрац, спальник. По местным меркам — царское ложе.



А по сто граммов? Еще в Москве журналисты посоветовали взять с собой какой-нибудь сорокаградусный напиток. Мол, неважно какой, но перед сном обязательно нужно немного выпить — дезинфекция организма. Я, собственно, и спорить не стал - прихватил в «дьютике» фляжку конька. Как выяснилось, «остограммиваются» на «бивуаке» очень многие. И дело тут не в местной еде, к качеству которой нет ни единой претензии, дело в воде, очень жесткой и с огромным количеством примесей. Да, вы можете пить только бутилированную воду, но продукты, которые вы едите, моют и готовят на местной воде. Неподготовленный организм может дать сбой. Так что — сто граммов, за здоровье!



Утром меня разбудил странный гул. Его издавал «бивуак», который начал сниматься с места. Затарахтели дизели техничек, загудела турбина транспортного самолета, подняв облако пыли и снеся потоком воздуха несколько палаток (к счастью, не наших). Нам спешить было некуда — до отправления автобуса на старт заключительного (не входящего в квалификацию) этапа около часа. А поехать туда на автомобиле нельзя — меры безопасности, ведь старт посетят три президента.



Место старта — пустыня. В ней разбили шатер, раскатали ковровые дорожки. Девушки с подносами с хлебом-солью, дети в национальной одежде, подростки - мальчики - в идеально накрахмаленных белых рубашках, девочки — в ярких однотонных платьях, восхищающих простотой покроя. И, конечно же, представители силовых служб. Но, надо отдать должное, силовики были крайне любезны — вежливо показывали, кому куда пройти и не проводили раскопок в сумках.

Дмитрий Медведев, Гурбангулы Бердымухамедов и Нурсултан Назарбаев прибыли вовремя и сразу же выступили перед собравшимися. Причем все три президента постарались еще раз подчеркнуть хорошо известную истину: спорт не знает границ. Он далек от политики и экономики. Но как идеально спорт объединяет народы, народы, которые еще недавно жили в одной стране и у которых было так много общего. И, конечно же, все три президента пожелали ралли-рейду «Шелковый путь» стать регулярным спортивным мероприятием.
Ключ на старт. Вереница грузовиков и внедорожников выстроилась в стартовом коридоре. Отмашка дана и покорители песков и степей, нажав на клаксоны, отправились по заключительному маршруту в Ашхабад. А спустя пару часов выдвинулись и мы. На сей раз преодолеть расстояние в 600 км удалось за три с небольшим часа. Дорожная инспекция открыла «зеленый коридор» и где дорога позволяла, мы шли на максимальной скорости. Для нас это тоже был ралли-рейд, в котором безоговорочным победителем стал Volkswagen Touareg.



Эпизод с детьми.



Отец, которого журналистская карьера в свое время изрядно покидала по миру, узнав, что я отправляюсь в Туркмению, заметил - тебе понравится. Не смотри на атрибутику, смотри на людей, это очень образованный, воспитанный и мудрый народ. Общаясь с людьми из разных социальных слоев, я тоже быстро пришел к аналогичному выводу. Но небольшой эпизод с детьми поставил большую и жирную точку над «i» - уважения друг к другу этим людям не занимать. Мы остановились в Туркменбаши на заправке. Рядом играли местные детишки. Конечно же, несколько Volkswagen Touareg в боевой раскраске не остались без их внимания. Но вместо ожидаемого «дай денег», старший мальчик вежливо спросил, может ли он и его друзья сфотографироваться с машинами. Конечно, мы разрешили. К машине подошли все, кроме маленькой девочки, которая не могла перелезть через бетонное ограждение. На глазах у нее выступили слезы. Еще бы, ей же тоже хотелось. Мальчишки это мгновенно заметили, взяли девочку на руки и перенесли... Подумайте, что сделали бы в такой ситуации наши дети?


ВСЕ ФОТО ИЗ ТУРКМЕНИИ




на главную





Хостинг от uCoz