Марсианские хроники на планете Земля



Картинка в иллюминаторе не меняется уже битый час -- красные горы, оранжевый песок и черные камни. Ни воды, ни растительности... Это не пейзаж из фантастического рассказа, не виртуальный ландшафт из компьютерной игры и не кадры из каких-нибудь «марсианских хроник». Это реальная африканская пустыня, по которой мы едем на новом Jeep Cherokee.


В пустыне было бы справедливо переводить лошадиные силы в верблюжьи. Жаль только, в мировой системе мер такая графа отсутствует.



Небольшой пассажирский самолет с разбегу плюхнулся на затерянную в песках посадочную полосу. Пилот в микрофон сухо отметил: за бортом 30 градусов жары. В Москве, между прочим, температура уже редко поднималась выше нулевой отметки. Впрочем, мы понимали, что за дверцей самолета, отделяющего нас от внешнего мира, не Канары и не Сейшелы, а суровая бескрайняя пустыня, растянувшаяся на тысячи километров. Граница Марокко и Алжира, как ни крути, на звание курорта не тянет. Ведь эта территория -- один из этапов ралли Париж -- Дакар.



Дверь самолета открылась, и салон мгновенно заполнился сухим обжигающим воздухом. В ста метрах от трапа -- стройный ряд участников нашего теста. Сначала мне показалось, что это Jeep Commander, но, прикинув, что тепловой удар так быстро не наступает, я стал внимательно вглядываться в линии кузова. Просто удивительно, насколько новинка похожа на флагманскую модель, разве что чуть уступает ей в габаритах. Что и говорить, от невыразительной внешности предыдущего Jeep Cherokee не осталось и следа. Чуть поодаль несколько человек в одинаковой форме, среди них участники ралли Париж -- Дакар, технические специалисты и… врач. Как тут не вспомнить трепетного доктора Айболита, который заботился об африканских зверушках. Правда, у нашего «Айболита» задача посерьезней -- сохранить в этих условиях здоровье всех и каждого. Впрочем, лучезарная улыбка на лице доктора вселяла уверенность, что при необходимости ножку «зайке» он пришьет и в походных условиях.



Кроткий инструктаж, и в путь. В нашем распоряжении две версии Jeep Cherokee: с 2,8-литровым дизельным мотором и 3,7-литровым бензиновым. Организаторы проложили небольшой кусочек маршрута по асфальту. Забавно, но в африканской пустыне асфальтированные дороги очень напоминают наши. Нет, не те, что находятся в крупных городах, а скорее федеральные трассы. Качество асфальта так себе, к тому же покрытие очень волнистое. Правда, откровенных выбоин практически нет -- все-таки климат сказывается. Мы останавливаем свой выбор на дизельном Jeep Cherokee. Двигатель оснащен системой Сommon Rail и наделен недюжинным крутящим моментом: 460 Н.м при 2000 об/мин. Именно для него была разработана и новая шестиступенчатая автоматическая трансмиссия, возможности которой очень хотелось оценить. Несмотря на солидную массу -- а весит автомобиль более двух тонн -- разгон веселый, передачи короткие и «автомат» их шустро перебирает. К тому же нет и откровенных рывков при переключениях.

Хорошая шумоизоляция и минимум вибраций дают понять, что это автомобиль с серьезной претензией на комфорт. Ехать на нем приятно, особенно сознавая, что помимо комфортабельного салона у Jeep Cherokee есть и солидный внедорожный арсенал. За него отвечает система Selec-Trac II. Водитель может выбрать один из трех режимов: 2WD, 4WD Auto и 4WD Low. Для управления режимами рядом с рукояткой АКПП расположен переключатель. Кроме того, в распоряжении водителя межосевая блокировка и имитации межколесных блокировок. Впрочем, пока нам все это не нужно.



За плечами уже не один десяток километров. Дорога такая, что даже этого расстояния достаточно, чтобы понять -- подвеска настроена весьма неплохо, она в меру жесткая и уверенно справляется с неровностями дорожного полотна. Кстати, у Jeep Cherokee появилась новая задняя пятирычажная подвеска, что, конечно, положительным образом сказалось на устойчивости и управляемости автомобиля. Сброшенный при старте на «ноль» счетчик расхода топлива спустя 50 км уверенно застыл на отметке 10,5 л на 100 км пробега. Что же, учитывая вес автомобиля, аппетит у мотора скромный. Еще несколько километров, и идущая впереди машина инструкторов съезжает с дороги. Все, тест на асфальте закончен. Пора познакомиться со способностями Jeep Cherokee в родной для него стихии.

С упоением повторяя известную фразу, мол, у нас нет дорог, а есть одни направления, мы все-таки слегка лукавим. Для пустыни она подходит куда как лучше -- каменистый грунт от горизонта до горизонта и глазу просто не за что зацепиться. Да и термин «трасса Париж -- Дакар» весьма условен. Ведь это не дорога, а именно направление, которое закладывается с учетом географических координат. Итак, в путь. Единственный ориентир -- машина инструкторов, ведущая наш небольшой караван по строго определенному направлению. Единственное средство связи -- рация. О мобильном телефоне можно забыть, ибо сотовой связи здесь нет. Скорость около 100 км/ч. Jeep Cherokee уверенно держит прямолинейную траекторию, и от водителя требуется лишь немного подруливать и объезжать попадающиеся на пути бугры. Опасны они тем, что начинается серьезная раскачка, которая может привести к повреждению переднего бампера, а то и к более серьезным последствиям.

Первый час позади, но ландшафт практически не меняется. Нет ни поселков, ни оазисов. Только один раз мы встретили несколько пограничников, мирно покуривавших у военного грузовика. Их присутствие никого не удивило, ведь в нескольких километрах далеко не спокойный Алжир.



По рации инструкторы сообщают, что скоро нас ждет непродолжительный отдых и возможность перекусить. Хорошо бы. Еще несколько километров пути, и за небольшим холмом нашим взглядам открывается чудесная картина: среди бескрайней пустыни на небольшом пятачке растут финиковые пальмы и стоят домики. Здесь теплится жизнь! Правда, зданиями эти строения, созданные из крепко слепленной органики, назвать трудно. Они больше напоминают руины небольшого городка -- некоторые дома стоят без крыш, далеко не у всех целы стены. Но, судя по развешенным на веревках вещам и расставленных на заборах предметах, здесь живут. Как только мы остановились, автомобили буквально облепила местная детвора. В памяти сразу всплыла сцена встречи Остапа Бендера с беспризорником. «Дядь, дай десять копеек…». Здесь, впрочем, просят евро или доллары. А то и просто стараются выменять безделушку на сигареты, кепку или на любую другую понравившуюся им вещь. Самое поразительное, что они виртуозно торгуются. Прямо как спекулянты на рынке.

Вкусив всех прелестей местного колорита и немного поев, что называется, «через не могу» (местные жители старательно отгоняли назойливых мух), мы собрались продолжить путь. Но инструкторы попросили немного подождать. Несколько минут спустя подъехала «техничка» -- грузовой автомобиль, представляющий собой небольшой автосервис на колесах. Такими же «автосервисами» пользуются и участники ралли Париж -- Дакар. У всех автомобилей нашего каравана снизили давление в шинах (кстати, на Jeep Cherokee стояли серийные всепогодные шины) до 1,2 атмосферы, и мы сразу догадались -- впереди песчаные барханы.

Нам напоминают, что необходимо перевести селектор в положение 4WD Auto, и рукой дают отмашку. Старт дан! Ехать по песку со скоростью 100 км/ч -- штука незабываемая. Эмоции бьют через край. Постоянно приходится подруливать и корректировать траекторию, когда под колесами резко меняется плотность песка. Зачастую в действия водителя вмешивается система ESP. На Jeep Cherokee она настроена лояльно и в нашем случае скорее является помощником, чем строгим надзирателем. Видимость не лучшая, ведь за впереди идущим автомобилем тянется огромный шлейф поднятых в воздух мельчайших песчинок. Дистанцию (от 30 до 300 м) выбираешь сам, тут главное -- видеть, куда едешь.

Удивительно, на что оказался способен серийный автомобиль. Забегая вперед, скажу: лишь единственный инцидент остановил наше продвижение -- у одного из европейских экипажей острый камень пробил колесо. По большому счету, в таких условиях это пустяк. Одометр отсчитывает километр за километром. И чем дальше, тем выше становятся песчаные барханы. Теперь они как горы с текстурой морской волны. Но между ними проложен путь, по которому мы безоговорочно следуем. На одном из барханов, озаренный лучами солнца, появляется караван верблюдов. Зрелище феерическое. Он идет медленно, экономя силы. Именно неспешность и выносливость этого животного позволяет ему пройти огромные расстояния в этих чудовищных условиях. Право, не случайно их называют кораблями пустыни.



Голос инструктора возвращает к действительности. Перед нами спецучасток, на котором мы попробуем оценить выносливость уже нашего «корабля пустыни», а также систему помощи при спуске Hill Descent Control.

Селектор теперь находится в положении 4WD Low, а система курсовой устойчивости спит глубоким сном. Езда по барханам напоминает американские горки, когда за резким подъемом следует головокружительный спуск. Главное, не останавливаться под наклоном, поскольку выбраться будет нелегко. Газ «в пол», и, выбрасывая из под колес килограммы песка, Jeep Cherokee уверенно забирается в гору. Затем плавный сброс на вершине и неторопливый спуск. Здесь уже водителю вовсю помогает Hill Descent Control, удерживая небольшие обороты мотора и не давая автомобилю особо разгоняться.

Кстати, эта же система может помочь и при старте в гору. В нее заложен следующий алгоритм: она удерживает давление в тормозной системе, даже когда вы отпустили педаль тормоза, а по мере нажатия на педаль газа давление слабеет. Все это дает возможность сделать старт максимально плавным, что в условиях бездорожья вещь просто незаменимая. Кроме того, педаль газа у Jeep Cherokee информативная и регулировать подачу топлива весьма просто.

Несколько часов мы бороздили барханы, сживаясь с автомобилем и ставя перед ним все новые и новые задачи. Ночь наступила неожиданно, как будто кто-то повернул выключатель. Пора в обратный путь. Миновав песчаные участки, мы увидели одиноко стоящую в пустыне «техничку». Десять минут -- и давление в шинах всех автомобилей снова в норме.

Говорят, если окажешься в пустыне, обязательно прислушайся к себе. Там появляется чувство, что за тобой откуда-то из пустоты пристально следят. Скажу честно, мне этого ощутить не удалось. Возможно, потому, что со мной была замечательная команда и надежный автомобиль.






ВСЕ ФОТО ИЗ АФРИКИ




на главную





Хостинг от uCoz